Главная Язык, коммуникация и социальная среда Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 28.03.2017, 05:16
Menu

Links / Ссылки
  • Воронежский государственный университет
  • Сайт профессора Кашкина
  • Сборники под редакцией проф.В.Б.Кашкина
  • Теоретическая и прикладная лингвистика
  • Аспекты языка и коммуникации
  • Коммуникативное поведение
  • Введение в теорию коммуникации
  • Кафедра теории перевода и межкультурной коммуникации ВГУ

  • В.И.Карасик. Квазинаучный дискурс

     В.И.Карасик

    Квазинаучный дискурс

    Каждый вид общения сориентирован на подражание определенному жанровому канону. В ряде случаев такое подражание превращается в бессмысленную имитацию устойчивых выражений, либо постмодернистскую игру или шизофреническое нанизывание фраз. Это в полной мере относится к научному дискурсу.

    Известно, что в современных исследованиях серьёзное внимание уделяется паспортной части диссертации, где должны быть сформулированы объект, предмет, гипотеза, цель и задачи работы, обоснована её актуальность и т.д. Игровое осмысление этих фраз может быть проиллюстрировано следующим образом:

    Тема исследования: «Лажа как жанр научного дискурса». Объект изучения – лажа как коммуникативный феномен, предмет анализа – лажа в научном дискурсе. Актуальность работы обусловлена следующими моментами: 1) возрастание лажи в научном общении, 2) спорное понимание лажи, 3) отсутствие типологии лажи.

    Выполненное исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:

    1. Лажа в научном дискурсе есть значимое замещение научной информации общеизвестными тривиальными утверждениями или необоснованными обобщениями.

    2. Основные типы лажи в научном дискурсе сводятся к следующим:

    а) наивная лажа – постулирование общеизвестных истин как достижений диссертанта;

    б) нахальная лажа – высказывание тезисов, которые претендуют на значимость, будучи общими местами;

    в) скучная лажа – разъяснение самоочевидных прописных истин;

    г) идиотская лажа – абсолютно противоречащее здравому смыслу и материалам работы утверждение.

    3. Лажа в научном дискурсе может быть объективно измерена путем выявления числа высказываний, квалифицируемых как бессодержательные.

    Приведенный пассаж относится к филологическому квазинаучному дискурсу. В смежных областях знания фигурируют подобные серьезные тексты в большом количестве. Например, в педагогике принято детально формулировать гипотезу исследования. Доведя до абсурда тематику работы, приведу образчик такого текста:

    Тема исследования: «Формирование вменяемости у государственных служащих». В основу исследования положена следующая гипотеза: профессиональная подготовка государственных служащих станет более эффективной, если а) будет уточено содержание категории «вменяемость», б) будет разработана диагностика вменяемости применительно к государственным служащим, в) будет разработана система поэтапного формирования вменяемости как профессионально значимого интегративного качества личности государственного служащего, в результате чего эти служащие достигнут состояния вменяемости и будут способны давать себе отчёт в своих поступках и высказываниях.

    В некоторых работах мы сталкиваемся с наблюдениями и заключениями, которые можно проинтерпретировать только после изучения курса диагностики психических заболеваний. Это относится к поиску невыраженной информации. Например: в русском языке существуют семантически скрытые морфемы. Если из слов «протокол», «мотор», «восток» устранить сочетание фонем «-то-», то получатся слова «прокол», «мор», «воск». Вывод: сочетание фонем «-то-» является семантически скрытой морфемой, обозначающей серьёзность, надежность и силу. И это соотносится с аббревиатурой «т.о.» – «таким образом». Наблюдения и выводы подобного вида мне доводилось читать как в рукописях, так и в книгах, вышедших большим тиражом.

    Высказывания в квазинаучном дискурсе удобно формулировать в виде тезисов. Например:

    Тема доклада: «Жраньё как индикатор межличностных отношений».

    Жраньё есть целенаправленная активность по символическому (а иногда и физическому) устранению члена коллектива со стороны коллектива.

    Жраньё есть естественное состояние дикого сообщества, направленное на устранение слабых и поддержание конкурентоспособности коллектива в целом.

    Можно выделить следующие типы жранья:

    а) открытое первичное жраньё,

    б) скрытое маскируемое жраньё,

    в) спонтанное непреднамеренное жраньё,

    г) целенаправленное воспитательное жраньё,

    д) вторичное оборонительное жраньё.

    Резюмируя, сформулирую основной вывод многих диссертационных исследований, хотя обычно он принимает иные вербальные оболочки:

    По-разному бывает.

     

    © В.И.Карасик, 2007

     

    Язык, коммуникация и социальная среда. Выпуск 7. Воронеж: ВГУ, 2007. С.284-286.

     

    Карасик, Владимир Ильич – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой английской филологии Волгоградского государственного педагогического университета; vkarasik@yandex.ru.

    Календарь
    «  Март 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    Current Statistics / Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Search

    Counters
    Page Ranking Tool

    Visitors / Посетители


    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz