И.А.Стернин и группа студентов. Гендерная и возрастная специфика восприятия рекламы
И.А.Стернин и группа студентов
Гендерная и возрастная специфика восприятия сюжетов российской телевизионной рекламы
В статье рассматриваются особенности восприятия сюжетов российской телевизионной рекламы представителями различных возрастных и гендерных групп, делается вывод об основных качествах определяющих ее эффективность.
The article treats some peculiarities of in the perception of Russian TV advertisements as displayed by representatives of different age and gender groups, and points out the main properties influencing their effectiveness.
Было проведено экспериментальное исследование особенностей восприятия российской телевизионной рекламы представителями различных возрастных и гендерных групп. Ставилась цель выявить факторы и признаки рекламных сюжетов, релевантные для восприятия возрастных и гендерных групп аудитории. На основании полученных данных возможно определение приемов эффективного рекламного воздействия на данные группы аудитории.
Было опрошено 240 человек: 60 мужчин, 60 женщин, 60 лиц молодого возраста и 60 взрослых. Всем испытуемым предлагалась анкета со следующими вопросами:
1. Какая современная реклама вам больше всего нравится?
2. Чем она вам нравится?
3. Какая современная реклама вам больше всего не нравится, раздражает вас?
4. Чем она вас раздражает, что в ней не нравится?
Обработка результатов эксперимента (приводимые цифры означают число респондентов соответствующей группы в 60 человек, давших данный ответ) показала следующее.
«Стиморол» (падает девушка), «Стиморол» (дурацкие квартиры), косметика «Л’Ореаль», «Дирол-уайт», колготки «Голден леди», «Либресс», «Дирол» (с байкером), часы «Свотч», пиво «Холстен», «Твикс» («Ё-моё, что ж я сделал!..»), «Миринда» (космические спасатели), новый «Твикс», «Финт», «Спрайт» («Она не настоящая блондинка»), «Пальм-олив», пиво «Толстяк», «Сансилк», «Натс» (особенности двереоткрывания), «Айрон-брю» (про страусов)
1
Качества, которые нравятся в рекламе девушкам:
юмор, веселая
20
красивые, симпатичные актеры и персонажи
15
прикольность
7
симпатичные дети; музыка
6
красивые картинки, пейзажи
4
оригинальность текста, сюжета
3
стильность; приятный голос; игра актеров; интересная, интересный сюжет; животные; удачные реплики персонажей
2
добрая, уютная, запоминающаяся, обычная, не пошлая, легкость, яркая, красивая, качественная, дружная молодежная компания, нравится, как парень открывает дверь, элемент неожиданности, напоминает ситуацию из жизни, идея хорошая, хорошая косметика, построение, напиток органично вплетен в сюжет
Качества рекламы, вызвавшие негативное отношение девушек:
глупая, глупый сюжет
15
плохие актеры
9
неприятные персонажи
8
навязчивость; неприятно смотреть
7
непонятность
4
плохой текст, фразы
3
неприятный голос; плохая музыка, плохо поют; вранье; слишком интимная сфера; низкое качество
2
не вызывает аппетита, длинная, жуткая и страшная, слишком шумная, хрустящая, ужасная, без изюминки, дешевая, неправдоподобная
1
Юноши
Рекламные сюжеты, оцененные положительно:
Пиво «Толстяк»
8
«Стиморол»(«Знаешь, что мне сейчас нужно?»)
6
«Спрайт» («Она – не настоящая блондинка»)
5
«Пепси» («Кто взял «Пепси» из учительской?»), «Сникерс» (экстремальные сюжеты), «Миринда» (Синдбад)
3
Ириска «Меллер», «Кока-кола», «Рондо»
2
«Орбит», «Пепси» (девушка на пляже), «Хед энд шоулдерз», «Ригли (60-ые, 70-ые, сегодня), стиральный порошок «Аист», «Финт», «Пепси-лайт», «Нескафе», «Либресс» (в аэропорту), макароны «Макфа», «Л’ореаль», «Мэйбелин», женское белье (Дим, Помпея), шоколад «Россия» (про Штирлица), «Дирол – лесные ягоды», «Хаггис» (подгузники), «Фанта», утюг «Филипс», реклама с красивыми машинами, реклама с красивыми пейзажами, «Пикник», «Китикэт» («Молчать, рыбы»), нравятся все, кроме одной, не знаю
1
Привлекательные качества рекламы для юношей:
юмор, веселый сюжет, шутки
21
красивые , оригинально снятые рекламы
12
хорошая игра актеров, симпатичные персонажи, хороший текст, личная симпатия (люблю пиво, кот похож на меня – рыжий и др.)
3
профессионализм рекламного ролика, похож на художественный фильм, красивые тела девушек в купальниках, интересный сюжет, экстремальный сюжет, знаменитые топ-модели, красивая природа, пейзажи; красивая музыка, красивая машина, ритм, сюжет из любимого художественного фильма, не надоедает, дети, жизненно, легко запоминается, не знаю
Качества, обусловившие негативное отношение женщин к рекламе:
неэтичность, аморальность
13
неприятные зрительные или слуховые образы
12
глупость
9
неестественность, ненатуральность игры актеров
6
надоедливость
5
ложь, обман
4
бесцельность, ненужность
3
непрофессионализм, неприятные ассоциации
2
несоответствие названия товару, неясные причины
1
Мужчины
Рекламные сюжеты, оцененные положительно:
пиво «Толстяк»
16
пиво «Старый мельник»
6
пиво «Балтика»
3
продукты «Моя семья», «Стиморол», «Темпо», «Натс» (девушка играет в ковбоя), корм для собак, бытовая техника
2
торт «Причуда», «Миринда» (с Синдбадом), «Орбит уинтерфреш», «Комет», батончик «Финт», чай «Лисма», ирис «Меллер», автомобиль «Форд», холодильник «Эл-джи» (с говорящими продуктами), «Кто взял «Пепси» из учительской», «Дирол – лесные ягоды», телевизор «Флэтрон», «Твикс» (в парикмахерской), «Баунти», пиво «Бочкарев», пиво «Золотая бочка», «Рондо» (с начальником), «АГФА», «Би-плюс» («У кого телефон?»), реклама косметики, водка «Белый орел», карамель «Савинов»
1
Положительные качества рекламы в восприятии мужчин:
юмор
14
хорошая игра актеров
12
симпатичная внешность персонажей
10
актуальность, жизненность
8
интересная, полезная информация
4
оригинальность идеи
3
любовь к предмету рекламы («люблю пиво»), сюжет, красиво снято, красочность зрительного образа, музыка, понятность смысла, идилличность картины
2
много вкусной еды, оптимистичность, ненавязчивость, мультипликационная форма
1
Реклама, не нравящаяся мужчинам:
гигиенические прокладки
12
«Спрайт»
5
памперсы, майонез «Кальве» (Вовочка)
4
«Орбит-сладкая мята»
3
«Комет», колготки, «Фанта», телевизор «Флэтрон»
2
стиральный порошок «Ас», «Линор», «Пепси», «Фэйри», «Стиморол про-зет», «Жевастик», шоколад «Темпо», все жевательные резинки, «Аэроволны», «Ариель», «Хэд энд шоулдерз», «Норильский никель», «Делми», пиво «Старый мельник», сок «Любимый сад», «Нескафе», кожи (дубленки), мелок «Машенька», лекарства от диареи, все рекламы, кроме «Толстяка», реклама «Эл-джи» по радио, бегущая строка
1
Качества рекламы, негативно воспринимаемые мужчинами:
надоедливость
9
неэстетичность, стыдно смотреть
8
непонятность назначения рекламы; не нравятся персонажи рекламы
7
плохой сюжет
6
не нравятся, раздражают актеры
4
не воспитывает; неправдоподобность; раздражает
3
страшно смотреть; плохой текст; затянутость
2
плохой монтаж, товар не по карману, невыразительность, вызывает плохие воспоминания, не знаю
1
Обсуждение результатов. При восприятии рекламных сюжетов более молодым реципиентам обоего пола нравятся веселые сюжеты, где есть оригинальность текста и сюжета. Для девушек при этом более значимы красивые актеры и персонажи, дети, красивые пейзажи и музыка, для юношей – красиво и оригинально снятая реклама, а также точное ‘попадание’ рекламы: люблю пиво, я тоже рыжий и др. Девушки предъявляют более разнообразные требования к рекламе, юноши – более прагматичные и солидарные (юмор, красиво снято). Реакция и тех, и других преимущественно эстетическая, внешняя.
Непривлекательны для девушек глупые сюжеты с плохими актерами и неприятными персонажами, для юношей – глупость сюжета, неприятный персонаж.
Назойливость ролика занимает первое место в списке непривлекательных качеств рекламы у юношей, а у девушек только четвертое. Для девушек существенным негативным признаком оказывается непонятность сюжета, юноши такого признака не выделяют, зато выделяют признак ‘некрасивые девушки’. Таким образом, подтверждается преимущественно эстетический характер восприятия рекламы девушками и юношами, хотя первое место в списке отрицательных качеств занимает и у тех и у других назойливость рекламы, признак, не относящийся к содержанию или оформлению рекламы.
Для взрослых испытуемых общими позитивными чертами рекламных роликов оказались хорошая игра актеров, остроумие, жизненность сюжета.
Однако различия гендерного характера в группах взрослых испытуемых оказались