Главная Язык, коммуникация и социальная среда Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 13.12.2017, 19:49
Menu

Links / Ссылки
  • Воронежский государственный университет
  • Сайт профессора Кашкина
  • Сборники под редакцией проф.В.Б.Кашкина
  • Теоретическая и прикладная лингвистика
  • Аспекты языка и коммуникации
  • Коммуникативное поведение
  • Введение в теорию коммуникации
  • Кафедра теории перевода и межкультурной коммуникации ВГУ

  • Н.В.Казаринова. Хамство и оскорбления как коммуникативные практики негативной солидарности, продолжение (часть 3)
    …n> боязнь человека вызвать хамскую реакцию) приводят к тому, что общество живёт по принципу «человек человекуволк», каждый сам за себя. В итоге имеем агрессивное озлобленное во многом общество. Сплочённости способствовало бы повышение культуры и уважения друг к другу, то есть, как раз вещи, обратные хамству».

    «Думаю, что хамствоэто проявление неуважения не только к окружающим, но и к себе. Если мы все перестанем друг друга уважать, то о какой сплоченности может быть речь? Лично я никогда не стану общаться с хамами, меня это отталкивает».

    Вместе с тем обсуждение практик сопротивления хамству наводит на мысль о том, что эта форма агрессивного социального поведения, скорее всего, продолжит оставаться распространённой культурной практикой социального взаимодействия в современной России.

    В опросе, проведённом радиостанцией «Эхо Москвы» по теме «Откуда берется хамство», на вопрос «Как Вы реагируете на хамство?» ответы 4000 тысяч позвонивших распределились следующим образом (echo.msk.ru):

    С хамством не сталкиваюсь1 %

    Никак не реагирую6 %

    Хамлю в ответ23 %

    Отвечаю корректно и уважительно, сохраняя собственное достоинство28 %

    Внешне никак не реагирую, но в душе очень расстраиваюсь – 30%.

    Среди наших респондентов доминировали ответы, связанные со встречным хамством:

    Из ответов респондентов

    «Хама можно остановить, только показав своюсилу, способность поставить его на место»

    или с демонстрацией эмоционального самообладания:

    Из ответов респондентов

    «Хаму нужно противопоставить моральную выдержку, ледяное спокойствие, чувство собственного достоинства, сознание своей правоты».

    Лишь несколько ответов содержали утверждение, что «хаму нужно противопоставить знание законов и своих прав».

    Очевидно, при встрече с агрессией хама большинство людей не находят в своём арсенале адекватных коммуникативных средств (форм позитивной солидарности) и вынуждены использовать встречную агрессию (как освоенную модель поведения) или стараются прервать контакт. На первый взгляд, содержащие важную ценностную установку ответы о сохранении собственного достоинства как способе сопротивления хаму, не должны вводить в заблуждение, поскольку в коммуникативном смысле они демонстрируют, скорее, беспомощность.

    Литература

    1. Гудков, Л. Д. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов / Л. Д. Гудков – М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004. – 816 с.

    Источники

    1. Радио «Эхо Москвы», программа «Лукавая цифра», вторник, 28.02.2006 [Электронный ресурс] (echo.msk.ru).

    1 По В. Далю: Хам хаму(ы)га, хамовщина, хамово колено, отродье, бранное прозвище лакеев, холопов или слуг, крепостной. Хамство ср. хамовщина, лакейщина. Из хама не будет пана. При нём все хамы служат, подлый народ, люди низкого рода и безусловные поклонники. В той среде, которая порождает лакеев, хам оказывается главным действующим лицом.

    Язык, коммуникация и социальная среда. Выпуск 8. Воронеж: ВГУ, 2010. С. 46-55.

    © Н.В.Казаринова, 2010

     

    Казаринова, Надежда Васильевнакандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»; nvkazarinova@mail.ru

    Календарь
    «  Декабрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Current Statistics / Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Search

    Counters
    Page Ranking Tool

    Visitors / Посетители


    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz