| …n>(и боязнь человека вызвать хамскую реакцию) приводят к тому, что общество живёт по принципу «человек человеку – волк», каждый сам за себя. В итоге имеем агрессивное озлобленное во многом общество. Сплочённости способствовало бы повышение культуры и уважения друг к другу, то есть, как раз вещи, обратные хамству». «Думаю, что хамство – это проявление неуважения не только к окружающим, но и к себе. Если мы все перестанем друг друга уважать, то о какой сплоченности может быть речь? Лично я никогда не стану общаться с хамами, меня это отталкивает». Вместе с тем обсуждение практик сопротивления хамству наводит на мысль о том, что эта форма агрессивного социального поведения, скорее всего, продолжит оставаться распространённой культурной практикой социального взаимодействия в современной России. В опросе, проведённом радиостанцией «Эхо Москвы» по теме «Откуда берется хамство», на вопрос «Как Вы реагируете на хамство?» ответы 4000 тысяч позвонивших распределились следующим образом (echo.msk.ru): С хамством не сталкиваюсь – 1 % Никак не реагирую – 6 % Хамлю в ответ – 23 % Отвечаю корректно и уважительно, сохраняя собственное достоинство – 28 % Внешне никак не реагирую, но в душе очень расстраиваюсь – 30%. Среди наших респондентов доминировали ответы, связанные со встречным хамством: Из ответов респондентов «Хама можно остановить, только показав свою “силу”, способность поставить его на место» или с демонстрацией эмоционального самообладания: Из ответов респондентов «Хаму нужно противопоставить моральную выдержку, ледяное спокойствие, чувство собственного достоинства, сознание своей правоты». Лишь несколько ответов содержали утверждение, что «хаму нужно противопоставить знание законов и своих прав». Очевидно, при встрече с агрессией хама большинство людей не находят в своём арсенале адекватных коммуникативных средств (форм позитивной солидарности) и вынуждены использовать встречную агрессию (как освоенную модель поведения) или стараются прервать контакт. На первый взгляд, содержащие важную ценностную установку ответы о сохранении собственного достоинства как способе сопротивления хаму, не должны вводить в заблуждение, поскольку в коммуникативном смысле они демонстрируют, скорее, беспомощность. Литература Гудков, Л. Д. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов / Л. Д. Гудков – М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004. – 816 с.
Источники Радио «Эхо Москвы», программа «Лукавая цифра», вторник, 28.02.2006 [Электронный ресурс] (echo.msk.ru).
| |