Главная Язык, коммуникация и социальная среда Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 20.10.2017, 13:32
Menu

Links / Ссылки
  • Воронежский государственный университет
  • Сайт профессора Кашкина
  • Сборники под редакцией проф.В.Б.Кашкина
  • Теоретическая и прикладная лингвистика
  • Аспекты языка и коммуникации
  • Коммуникативное поведение
  • Введение в теорию коммуникации
  • Кафедра теории перевода и межкультурной коммуникации ВГУ

  • , продолжение (часть 2)
    Существование в этом мире само по себе уже есть цель» (Баал Шем Тов); «Конечный смысл жизни можно найти в нашей повседневной, человеческой жизни» (Ду Вэймин); «Жизнь сама по себе является смыслом и сутью существования» (Герберт). Представляется, однако, что «антиномичность» понимания смысла жизни здесь следует из неоднозначности и неопределенности понимания того, что такое «жизнь» – ведь искание смысла и постановка целей, выходящих за рамки наличного бытия, – это тоже жизнь, и она постигается интуитивно, – объяснить же не жившему, что это такое, невозможно: «Ты спрашиваешь: что такое жизнь? Это всё равно, что спросить: что такое морковка? Морковка – это морковка, и больше ничего не известно» (Чехов).

    Смысл и бессмыслица (абсурд) – «близнецы и братья»: чтобы себя увидеть, смысл должен отражаться в зеркале абсурда, бессмыслица выступает тем фоном, на котором читается смысл. Нигилистические, пессимистические взгляды на разумность и осмысленность бытия в афористике отрицают прежде всего наличие какого-либо целесообразного начала в мире в целом («Всё бессмысленно, включая сознание этой бессмысленности» – Сьоран; «Этот мир лишён смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу» – Камю; «Я не понимаю уникального смысла мира, а потому он для меня безмерно иррационален» – Камю), а затем уж это начало ставится под сомнение в индивидуальной жизни человека («В жизни нет ничего бесцельного, если не считать саму жизнь» – Горький; «Давайте в глубине души сохраним самую главную уверенность: у жизни смысла нет и не может его быть» – Сьоран; «Жизнь – это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла» – Шекспир; «Бессмыслица жизни есть единственное несомненное знание, доступное человеку» – Л. Толстой; «Зная, что жизнь бессмысленна, мир уже не кажется таким жестоким, и с ним можно смириться» – Моэм; «Мы все живём без достаточного к тому основания» – Горький; В жизни нет смысла – и это её высший смысл и высшая ценность – Лукьяненко; «Цели в жизни нет. Всё в жизни лишь средство, как сказал В. Брюсов, стихотворец» – Ерофеев; «Каждый год на Земле рождаются миллионы людей. Они превращают тонны мяса, фруктов и овощей в тонны экскрементов. Они движутся, размножаются, а потом умирают. В этом нет ничего необычного, но именно здесь и заключается смысл нашей жизни: родиться, есть, двигаться, размножаться, сдохнуть» – Вербер). По сути нигилистическими являются представления о чистой субъективности смысла, о том, что он вносится человеком в жизнь совершенно произвольно и что он полностью иллюзорен: «Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл» (Сартр); «Смысл жизни подобен карабканию по канату, который мы же сами подкинули в воздух» (Ялом); «Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!» (Сартр); «Природа не предназначает для себя никаких целей, и… все конечные причины составляют только человеческие вымыслы» (Спиноза). Однако «Из бессмысленности, абсурдности бытия ещё не следует бессмысленность человеческого существования, так же как из того, что Бога нет, ещё не следует, что нет никакой морали» (Камю).

    Аксиология смысла жизни состоит, прежде всего, в том, что его обретение составляет для человека источник счастья как переживания успешности собственной судьбы: «Блажен, кто выбрал цель и путь / И видит в этом жизни суть» (Шеллинг); «Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы» (Сент-Экзюпери); «Понятие "счастье” и понятие "смысл жизни” нельзя отделить друг от друга, как следствие от причины, и наоборот» (Бондарев); «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он» (Ушинский). Положительная оценка смысла жизни чаще всего передаётся антонимически: «Горе людям, не знающим смысла своей жизни» (Паскаль); «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни» (Эйнштейн); «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека); «Несчастье современного человека велико: ему не хватает главного – смысла жизни» (Ильин). Обладание смыслом жизни помогает человеку выжить в экстремальных ситуациях: «Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать» (Франкл); «Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл» (Франкл); «Тот, кто ответил себе на вопрос: "Зачем жить?” – сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: "Как жить?”» (Ницше); «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» (Гёте).

    В стремлении к постижению смысла жизни заключается основное отличие человека от животного («Воля к смыслу – наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочено смыслом своего существования» – Франкл; «Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла» – Франкл). Очевидно, поэтому вопрос о смысле жизни является определяющим для нравственного достоинства человека («Цель жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» – Ушинский; «Прежде всего нравственное достоинство человека ставит перед его сознанием основной вопрос, который заключает в себе все остальные вопросы: имеет ли наша жизнь смысл? Стоит ли жить? – Булгаков), а бесцельная жизнь – ничтожной и бесполезной: «Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть» – Л. Толстой»; «Немного стоит жизнь того, кому ничего не дороже жизни» – Зёйме; «Человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто неизмеримо дороже собственной жизни – Сухомлинский).

    В то же самое время отмечается, что поиски смысла жизни – свидетельство душевного нездоровья («Если ты вдруг нашёл смысл жизни, самое время проконсультироваться у психиатра» – NN; «Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или её ценностью, это значит, что он болен» – Фрейд), а множество людей, несмотря на, казалось бы, универсальность стремления к обретению жизненного смысла («В каждой душе живет тяготение к счастию и смыслу» – Фома Аквинский; «Всякий человек должен оправдать своё существование. То есть ответить на вопрос, зачем он жил, что делал» – Горбатов; «Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл» – Л. Толстой), могут прекрасно без него обходиться («Есть множество людей, не знающих, что делать с жизнью, – не так уж безнравственно лишить их её» – Камю).

    Гносеология смысла жизни заключается в утверждениях о трудностях его постижения («Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; удовлетворительный ответ на него пока что не был найден, может быть его вообще не найти» – Фрейд; «За прошедшие семь тысяч лет существования человеческой цивилизации ни философия, ни наука так и не смогли разумно объяснить, в чем же состоит смысл жизни» – Лири; «Ответы, даваемые всеми науками о смысле жизни, есть только тождества» – Л. Толстой; «Невозможно определить смысл жизни в общем, он различается от человека к человеку и от момента к моменту» – Франкл) и вербализации («Вообще абсолютный смысл (смысл жизни) трудно вербализуем, и о нём в приличном обществе говорить не принято» – Зинченко), его праксеология – в советах, пожеланиях и императивах, как лучше его обрести («Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить» – Ренан; «Выберите себе цель в жизни и приложите к её достижению все силы души и тела, которыми одарил вас Господь» – Карлайл; «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» – Эйнштейн) или же как можно без него обойтись («Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» – Достоевский).

    Идея смысла жизни – высокая, может быть, самая высокая из всех идей, и, как все прочие «пафосные» понятия – счастье, любовь, справедливость, Родина (см.: Воркачев 2004: 169–180; 2007а: 217–240; 2008: 165–175; 2009: 33–39) – в афористике подвергается карнавализации (правда, относительно редко, всего лишь в 16 случаях): в иронической и остроумной форме её пафос несколько снижается, а наполняющий её смысл обращается в бессмыслицу.

    Ставится под сомнение существование у жизни смысла вообще («Откуда взялся смысл, который мы вкладываем во всю эту бессмыслицу?» – Ежи Лец; «Жизни не следует приписывать смысла, ибо именно это неизбежно приводит к выводу о том, что жить не стоит» – Камю; «Прекратил поиски смысла жизни из-за полного отсутствия его следов» – Крутиер; «Помер не найдя смысла в жизни, а тот помер найдя смысл в жизни, а тот помер не ища смысл в жизни, а этот вообще ещё живет! Надо с ним побеседовать» – Жванецкий), доказывается тщетность и ненужность его поисков («Поиск смысла жизни отнимает столько времени, что лучше бы его вписывали прямо в свидетельство о рождении» – Кригер; «Человек задумывается о цели своего существования; возможно, устрицы задумываются о том же, если только им не открыл этого какой-нибудь официант» – Ежи Лец), относительность его понимания («Есть ли смысл в жизни? Смотря когда» – Самойлов), его надуманность и компенсаторность («Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл» – Диоген; «В моей жизни есть смысл, но он меня не устраивает» – Подводный), его парадоксальность («Смысл жизни: смеяться до слёз» – Ежи Лец).

    В числе условий обретения смысла жизни называются бренность существования («Бренность бытия ставит нас перед вопросом смысла нашей экзистенции: Я есть – ради чего?» – Лэнгле; «Современный человек вообще не готов к смерти – иначе ему пришлось бы признать, что все, чем он занимался в этой жизни вплоть до внезапного прощания с ней – ел манную кашу в детском саду, учился, прогуливал уроки, выпивал, ходил на работу, женился, изменял жене, разводился и женился снова, болел, делал подарки друзьям, смотрел футбол, ездил на рыбалку, чинил машину, читал книги, мечтал о хорошем, – все это и было смыслом его жизни» – Макаревич) и свобода («Без этой свободы человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства, и это самое главное» – Ильин), дающая человеку возможность ставить свои собственные, не навязанные со стороны цели.

    Наблюдения над вербализацией идеи смысла жизни в афористике свидетельствуют, прежде всего, о принципиальном совпадении её семантического наполнения с аналогичным наполнением в научном дискурсе, за исключением, может быть, того, что в афористике присутствуют ещё и элементы карнавализации этой идеи. Корпус смысложизненых афористических высказываний довольно объёмен и формируется из нескольких семантических блоков, ведущим из которых выступает каритативно-альтруистический – любви к ближнему и заботе о нём, за которым следует блок деятельностный: чтобы обрести смысл жизни, нужно чем-то заниматься и поменьше думать о себе.

    Представление идеи смысла жизни в афористике антиномично: из корпуса афористических высказываний можно понять, что у жизни смысл есть, и что у жизни смысла нет; что этот смысл объективен и что он субъективен; что он находится в самой жизни и что он находится за её пределами; что смысл жизни извлекается сознанием из окружающего мира и что он им туда вносится.

    Литература

    1. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбицкая. – М., 1999.

    2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы. – Часть 1. – М., 1994. – С. 5–73.

    3. Воркачёв С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С. Г. Воркачёв. – М. : Гнозис, 2004. – 236 с.

    4. Воркачёв С. Г. Лингвокультурная концептология: становление и перспективы / С. Г. Воркачёв // Известия РАН. – Серия языка и литературы. – 2007. – Т. 66. – № 2. – С. 13–22.

    5. Воркачёв С. Г. Любовь как лингвокультурный концепт / С. Г. Воркачёв. – М., 2007а.

    6. Воркачев С. Г. Идея патриотизма в русской лингвокультуре / С. Г. Воркачёв. – Волгоград: Перемена, 2008.

    7. Воркачев С. Г. Правды ищи: идея справедливости в русской лингвокультуре / С. Г. Воркачёв. Волгоград: Перемена, 2009.

    8. Даль В. И. Пословицы русского народа: В 3 т. – СПб., 1996.

    9. Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека / В. А. Капранов. – Л., 1975.

    10. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004.

    11. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. – М., 1984.

    12. Шрейдер Ю. А. Смысл / Ю. А. Шрейдер // Новая философская энциклопедия. – Т. 3. – М., 2001. – С. 576–577.

    13. Чукин С. Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке / С. Г. Чукин // Вопросы философии. – 2009. – № 5. – С. 36–46.

    Источники

    1. Антология афоризмов / Автор-сост. Н. Л. Векшин. – М., 1999.

    2. Афоризмы / Сост. Т. Г. Ничипорович. – Минск, 1998.

    3. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). – М., 1998.

    4. Викицитатник – (http://ru.wikiquote.org.wiki).

    5. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий / Сост. А. Е. Мачехин. – М., 2002.

    6. Высказывания знаменитых людей. М., 1995.

    7. Гитин В. Г. Корабль дураков, или Афоризмы житейской мудрости: От А до М. – М., 2004.

    8. Душенко К. В. Большая книга афоризмов. – М., 1999.

    9. Королькова А. В. Словарь афоризмов русских писателей. – М., 2004.

    10. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. – М., 1990.

    11. Смысл жизни. Цитаты и афоризмы – (http://cpsy.ru/cit1.htm).

    12. ССРЛЯ 1994 – Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. – Т. 5–6. – М., 1994.

    13. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. – М., 2000.

    14. Lexis – Dictionnaire de la langue française Lexis. – P., 1993.

    Язык, коммуникация и социальная среда. Выпуск 7. Воронеж: ВГУ, 2009. С. 4-19.

    © С.Г.Воркачёв, 2009

     

    Воркачёв, Сергей Григорьевич – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков Кубанского государственного технологического университета; svork@kubstu.ru

     

     


    Календарь
    «  Октябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031

    Current Statistics / Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Search

    Counters
    Page Ranking Tool

    Visitors / Посетители


    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz