Главная Язык, коммуникация и социальная среда Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 17.11.2017, 20:30
Menu

Links / Ссылки
  • Воронежский государственный университет
  • Сайт профессора Кашкина
  • Сборники под редакцией проф.В.Б.Кашкина
  • Теоретическая и прикладная лингвистика
  • Аспекты языка и коммуникации
  • Коммуникативное поведение
  • Введение в теорию коммуникации
  • Кафедра теории перевода и межкультурной коммуникации ВГУ

  • А.В.Кашкина. Квантитативный анализ лексики русских поэтов первой половины XVIII dtrf, продолжение (часть 2)
    …ily: Verdana,sans-serif;">3

    0,901278

    0,740767

    0,160511

    перо

    3

    0,901278

    0,740767

    0,160511

    поле

    3

    0,901278

    0,740767

    0,160511

    дела

    3

    0,901278

    0,740767

    0,160511

    бог

    4

    0,948864

    0,887074

    0,06179

    лет

    3

    0,901278

    0,887074

    0,014204

    лбу

    3

    0,901278

    0,887074

    0,014204

    лев

    3

    0,901278

    0,887074

    0,014204

    чин

    3

    0,901278

    0,887074

    0,014204

     

     

    Жанровое разнообразие произведений Кантемира (оды, басни, сатиры, лирические стихотворения) находит своё отражение в наиболее частотных словоформах. Так, словоформы верблюд, лев, нору имеют отношение к басням, а словоформы чин, палаты, слава – к сатирам. Также в произведениях Кантемира отражен и сам процесс творчества: писати, стихи, перо, слова. Кроме того, можно отметить значительное количество глаголов (всего 7 словоформ), много модальных глаголов и модальных слов (может, должен, желает). Теперь рассмотрим 10 словоформ с максимальным авторским весом. Это благодати, причину, верблюд, желает, голову, должен, бедный, писати, сказал, палаты. Как можно видеть, словоформы с наибольшим авторским весом в среднем имеют у Кантемира большую длину, чем у Ломоносова: от 6 до 9 звуков. Также можно отметить значительное количество глаголов среди словоформ с максимальным авторским весом: всего 3 словоформы. Многие словоформы из этого списка связаны с умственной и речевой деятельностью человека (сказал, голову, писати, причину) или с положением его в обществе (палаты, должен, бедный) Подобный состав списка словоформ с максимальным авторским весом связан с тем, что в произведениях Кантемира, особенно в сатирах, изображаются общество и его проблемы.

     

    Таблица 4. Частотный состав лексики произведений В. К. Тредиаковского

     

    Словоформа

    Частота

    Ч-вес

    Д-вес

    Авторский вес

    страсти

    10

    0,968012  

     0,254111  

    0,713901

    сладость

    9

    0,962422

    0,254111

    0,708311

    радости

    8

    0,955901

    0,254111

    0,70179

    драгая

    8

    0,955901

    0,254111

    0,70179

    радость

    8

    0,955901

    0,412038

    0,543863

    смерти

    8

    0,955901

    0,412038

    0,543863

    сердце

    42

    0,995342

    0,60875

    0,386592

    любви

    37

    0,99472

    0,60875

    0,386592

    любовь

    23

    0,988199

    0,60875

    0,379449

    сердца

    10

    0,968012

    0,60875

    0,359262

    время

    10

    0,968012

    0,60875

    0,359262

    может

    9

    0,962422

    0,60875

    0,353672

    любить

    8

    0,955901

    0,60875

    0,347151

    свете

    8

    0,955901

    0,60875

    0,347151

    муза

    11

    0,971739

    0,801738

    0,170001

    могу

    9

    0,962422

    0,801738

    0,160684

    жизнь

    8

    0,955901

    0,801738

    0,154163

    ночи

    8

    0,955901

    0,801738

    0,154163

    очи

    9

    0,962422

    0,927707

    0,034715

    день

    8

    0,955901

    0,927707

    0,028194

    дни

    11

    0,971739

    0,927707

    0,044032

     

    Самые частотные словоформы в словаре Тредиаковского – сердце, любви, любовь, сердца, страсти, любить – связаны с темой человеческих чувств. Общее отношение поэта к миру, как можно видеть по частотному словарю, скорее позитивно (радость, радости, свете). Кроме того, следует отметить незначительное количество глаголов (всего 3 словоформы). Теперь рассмотрим словоформы с максимальным авторским весом. Это страсти, сладость, радости, драгая, радость, смерти, сердце, любви, любовь, сердца. Можно отметить, что их средняя длина колеблется в пределах от 5 до 7 звуков. Среди словоформ с наибольшим авторским весом не встречается глаголов, в отличие от произведений рассмотренных ранее поэтов. Как можно видеть, значительное число словоформ с максимальным авторским весом связано со сферой чувств: любви, любовь, радости, радость, сердце, сердца. Таким образом, доминирующей темой поэзии Тредиаковского являются человеческие взаимоотношения и чувства.

     

    Таблица 5. Частотный состав лексики произведений А. П. Сумарокова

     

    Словоформа

    Частота

    Ч-вес

    Д-вес

    Авторский вес

    смертных

    8

     0,962685  

     0,182346  

       0,780339

    страсти

    9

    0,967322

    0,311852

    0,65547

    смерти

    10

    0,970192

    0,47327

    0,496922

    прости

    8

    0,962685

    0,47327

    0,489415

    свете

    24

    0,990726

    0,661832

    0,328894

    сердце

    22

    0,989622

    0,661832

    0,32779

    мысли

    17

    0,984323

    0,661832

    0,322491

    любовь

    17

    0,984323

    0,661832

    0,322491

    людей

    16

    0,982557

    0,661832

    0,320725

    жизни

    15

    0,981453

    0,661832

    0,319621

    смерть

    14

    0,978803

    0,661832

    0,316971

    стихи

    13

    0,977478

    0,661832

    0,315646

    любви

    12

    0,975491

    0,661832

    0,313659

    славы

    11

    0,973062

    0,661832

    0,31123

    земли

    10

    0,970192

    0,661832

    0,30836

    слава

    9

    0,967322

    0,661832

    0,30549

    сердца

    9

    0,967322

    0,661832

    0,30549

    любить

    8

    0,962685

    0,661832

    0,300853

    писать

    8

    0,962685

    0,661832

    0,300853

    знаю

    8

    0,962685

    0,661832

    0,300853

    глас

    20

    0,987856

    0,834646

    0,15321

    свет

    16

    0,982557

    0,834646

    0,147911

    жизнь

    14

    0,978803

    0,834646

    0,144157

    друг

    12

    0,975491

    0,834646

    0,140845

    мысль

    12

    0,975491

    0,834646

    0,140845

    грудь

    10

    0,970192

    0,834646

    0,135546

    честь

    9

    0,967322

    0,834646

    0,132676

    боже

    9

    0,967322

    0,834646

    0,132676

    часы

    8

    0,962685

    0,834646

    0,128039

    дух

    20

    0,987856

    0,938251

    0,049605

    час

    17

    0,984323

    0,938251

    0,046072

    день

    20

    0,987856

    0,938251

    0,049605

    век

    12

    0,975491

    0,938251

    0,034811

    дни

    11

    0,973062

    0,938251

    0,034811

    муз

    8

    0,962685

    0,938251

    0,024434

     

    Можно отметить, что в произведениях Сумарокова раскрывается и тема человеческих взаимоотношений (любовь, друг, любить), и внутренний мир человека (дух, ум, сердце). Также отражена и тема творчества: стихи, писать, муз. Кроме того, многочисленны словоформы со значением времени (часы, час, день, дни, век). Словоформы с максимальным авторским весом – смертных, страсти, смерти, прости, свете, сердце, мысли, людей, любовь, жизни. Как можно отметить, среди этих словоформ присутствует 1 глагол и 1 прилагательное, так же как и у Ломоносова. Длина словоформ колеблется от 5 до 8 звуков. Многие из словоформ с максимальным авторским весом связаны с описанием человеческих чувств, внутреннего мира человека: страсти, сердце, любовь, прости, мысли. Остальные словоформы из этого списка выражают базовые, общечеловеческие понятия: жизнь, смерти и др. Таким образом, поэзия Сумарокова сочетает в себе лирическую и философскую тематику.

     

    Таблица 6. Частотный состав лексики произведений Ф. Прокоповича

    Словоформа

    Частота

    Ч-вес

    Д-вес

    Авторский вес

    счастливый

    3

     0,900541   

     0,124324   

     0,776217   

    болезни

    4

    0,954595

    0,217297

    0,737298

    грешный

    4

    0,954595

    0,217297

    0,737298

    вышняго

    3

    0,900541

    0,217297

    0,683244

    старость

    3

    0,900541

    0,217297

    0,683244

    страшен

    3

    0,900541

    0,217297

    0,683244

    печали

    3

    0,900541

    0,376216

    0,578379

    жизни

    6

    0,978378

    0,553514

    0,424864

    сердце

    5

    0,972973

    0,553514

    0,419459

    земли

    4

    0,954595

    0,553514

    0,401081

    божий

    3

    0,900541

    0,553514

    0,347027

    видит

    3

    0,900541

    0,553514

    0,347027

    время

    3

    0,900541

    0,553514

    0,347027

    конец

    3

    0,900541

    0,553514

    0,347027

    помощь

    3

    0,900541

    0,553514

    0,347027

    свете

    3

    0,900541

    0,553514

    0,347027

    славу

    3

    0,900541

    0,553514

    0,347027

    славы

    3

    0,900541

    0,553514

    0,347027

    злая

    3

    0,900541

    0,553514

    0,347027

    гнев

    3

    0,900541

    0,732973

    0,167568

    дела

    3

    0,900541

    0,732973

    0,167568

    злых

    3

    0,900541

    0,732973

    0,167568

    чада

    3

    0,900541

    0,732973

    0,167568

    век

    3

    0,900541

    0,875676

    0,024865

    день

    3

    0,900541

    0,875676

    0,024865

    час

    3

    0,900541

    0,875676

    0,024865

     

    Рассмотрим сначала словоформы с точки зрения их абсолютной и относительной частоты. Можно отметить значительное количество прилагательных – всего 8 словоформ. Также заметно обилие словоформ, связанных с религиозной тематикой: божий, грешный, и т. д., что объясняется церковной деятельностью Прокоповича, который был епископом. Кроме того, многие словоформы описывают характер и чувства человека: гнев, злых, сердце, счастливый и т. д. Многочисленны и словоформы со значением времени: век, час, день, время. Рассмотрим теперь 10 словоформ с максимальным авторским весом. Это праведных, счастливый, болезни, грешный, вышняго, старость, страшен, печали, жизни, сердце. Можно отметить, что в этом списке преобладают словоформы с длиной 7 звуков и более. Количество прилагательных значительно – 4 словоформы. Словоформы с максимальным авторским весом связаны с религиозной тематикой (вышняго, грешный, праведных), с человеческими чувствами (счастливый, страшен, печали, сердце) и с жизненными реалиями (болезни, старость, жизни). В целом поэзия Прокоповича отражает главным образом духовную сферу жизни человека и его внутренний мир.
    Итоги исследования
    Возьмём по 10 словоформ с максимальным авторским весом у каждого из исследуемых авторов и вычислим их суммарный авторский вес по всем рассмотренным поэтам первой половины XVIII века.

     

    Таблица 7. Словоформы с максимальным авторским весом

    Словоф.

    Кант.

    Лом.

    Прок.

    Сумар.

    Тред.

    Сумма

    смерти

     

     0,460473   

     

     0,496922   

     0,543863   

     1,501258   

    страсти

     

     

     

    0,65547

    0,713901

    1,369371

    сердце

     

     

     0,419459   

    0,32779

    0,386592

    1,133841

    радость

     

     

    0,460473

     

    Продолжение »

    Календарь
    «  Ноябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930

    Current Statistics / Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Search

    Counters
    Page Ranking Tool

    Visitors / Посетители


    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz