Жанровое разнообразие произведений Кантемира (оды, басни, сатиры, лирические стихотворения) находит своё отражение в наиболее частотных словоформах. Так, словоформы верблюд, лев, нору имеют отношение к басням, а словоформы чин, палаты, слава – к сатирам. Также в произведениях Кантемира отражен и сам процесс творчества: писати, стихи, перо, слова. Кроме того, можно отметить значительное количество глаголов (всего 7 словоформ), много модальных глаголов и модальных слов (может, должен, желает). Теперь рассмотрим 10 словоформ с максимальным авторским весом. Это благодати, причину, верблюд, желает, голову, должен, бедный, писати, сказал, палаты. Как можно видеть, словоформы с наибольшим авторским весом в среднем имеют у Кантемира большую длину, чем у Ломоносова: от 6 до 9 звуков. Также можно отметить значительное количество глаголов среди словоформ с максимальным авторским весом: всего 3 словоформы. Многие словоформы из этого списка связаны с умственной и речевой деятельностью человека (сказал, голову, писати, причину) или с положением его в обществе (палаты, должен, бедный) Подобный состав списка словоформ с максимальным авторским весом связан с тем, что в произведениях Кантемира, особенно в сатирах, изображаются общество и его проблемы.
Таблица 4. Частотный состав лексики произведений В. К. Тредиаковского
Словоформа
Частота
Ч-вес
Д-вес
Авторский вес
страсти
10
0,968012
0,254111
0,713901
сладость
9
0,962422
0,254111
0,708311
радости
8
0,955901
0,254111
0,70179
драгая
8
0,955901
0,254111
0,70179
радость
8
0,955901
0,412038
0,543863
смерти
8
0,955901
0,412038
0,543863
сердце
42
0,995342
0,60875
0,386592
любви
37
0,99472
0,60875
0,386592
любовь
23
0,988199
0,60875
0,379449
сердца
10
0,968012
0,60875
0,359262
время
10
0,968012
0,60875
0,359262
может
9
0,962422
0,60875
0,353672
любить
8
0,955901
0,60875
0,347151
свете
8
0,955901
0,60875
0,347151
муза
11
0,971739
0,801738
0,170001
могу
9
0,962422
0,801738
0,160684
жизнь
8
0,955901
0,801738
0,154163
ночи
8
0,955901
0,801738
0,154163
очи
9
0,962422
0,927707
0,034715
день
8
0,955901
0,927707
0,028194
дни
11
0,971739
0,927707
0,044032
Самые частотные словоформы в словаре Тредиаковского – сердце, любви, любовь, сердца, страсти, любить – связаны с темой человеческих чувств. Общее отношение поэта к миру, как можно видеть по частотному словарю, скорее позитивно (радость, радости, свете). Кроме того, следует отметить незначительное количество глаголов (всего 3 словоформы). Теперь рассмотрим словоформы с максимальным авторским весом. Это страсти, сладость, радости, драгая, радость, смерти, сердце, любви, любовь, сердца. Можно отметить, что их средняя длина колеблется в пределах от 5 до 7 звуков. Среди словоформ с наибольшим авторским весом не встречается глаголов, в отличие от произведений рассмотренных ранее поэтов. Как можно видеть, значительное число словоформ с максимальным авторским весом связано со сферой чувств: любви, любовь, радости, радость, сердце, сердца. Таким образом, доминирующей темой поэзии Тредиаковского являются человеческие взаимоотношения и чувства.
Таблица 5. Частотный состав лексики произведений А. П. Сумарокова
Словоформа
Частота
Ч-вес
Д-вес
Авторский вес
смертных
8
0,962685
0,182346
0,780339
страсти
9
0,967322
0,311852
0,65547
смерти
10
0,970192
0,47327
0,496922
прости
8
0,962685
0,47327
0,489415
свете
24
0,990726
0,661832
0,328894
сердце
22
0,989622
0,661832
0,32779
мысли
17
0,984323
0,661832
0,322491
любовь
17
0,984323
0,661832
0,322491
людей
16
0,982557
0,661832
0,320725
жизни
15
0,981453
0,661832
0,319621
смерть
14
0,978803
0,661832
0,316971
стихи
13
0,977478
0,661832
0,315646
любви
12
0,975491
0,661832
0,313659
славы
11
0,973062
0,661832
0,31123
земли
10
0,970192
0,661832
0,30836
слава
9
0,967322
0,661832
0,30549
сердца
9
0,967322
0,661832
0,30549
любить
8
0,962685
0,661832
0,300853
писать
8
0,962685
0,661832
0,300853
знаю
8
0,962685
0,661832
0,300853
глас
20
0,987856
0,834646
0,15321
свет
16
0,982557
0,834646
0,147911
жизнь
14
0,978803
0,834646
0,144157
друг
12
0,975491
0,834646
0,140845
мысль
12
0,975491
0,834646
0,140845
грудь
10
0,970192
0,834646
0,135546
честь
9
0,967322
0,834646
0,132676
боже
9
0,967322
0,834646
0,132676
часы
8
0,962685
0,834646
0,128039
дух
20
0,987856
0,938251
0,049605
час
17
0,984323
0,938251
0,046072
день
20
0,987856
0,938251
0,049605
век
12
0,975491
0,938251
0,034811
дни
11
0,973062
0,938251
0,034811
муз
8
0,962685
0,938251
0,024434
Можно отметить, что в произведениях Сумарокова раскрывается и тема человеческих взаимоотношений (любовь, друг, любить), и внутренний мир человека (дух, ум, сердце). Также отражена и тема творчества: стихи, писать, муз. Кроме того, многочисленны словоформы со значением времени (часы, час, день, дни, век). Словоформы с максимальным авторским весом – смертных, страсти, смерти, прости, свете, сердце, мысли, людей, любовь, жизни. Как можно отметить, среди этих словоформ присутствует 1 глагол и 1 прилагательное, так же как и у Ломоносова. Длина словоформ колеблется от 5 до 8 звуков. Многие из словоформ с максимальным авторским весом связаны с описанием человеческих чувств, внутреннего мира человека: страсти, сердце, любовь, прости, мысли. Остальные словоформы из этого списка выражают базовые, общечеловеческие понятия: жизнь, смерти и др. Таким образом, поэзия Сумарокова сочетает в себе лирическую и философскую тематику.
Таблица 6. Частотный состав лексики произведений Ф. Прокоповича
Словоформа
Частота
Ч-вес
Д-вес
Авторский вес
счастливый
3
0,900541
0,124324
0,776217
болезни
4
0,954595
0,217297
0,737298
грешный
4
0,954595
0,217297
0,737298
вышняго
3
0,900541
0,217297
0,683244
старость
3
0,900541
0,217297
0,683244
страшен
3
0,900541
0,217297
0,683244
печали
3
0,900541
0,376216
0,578379
жизни
6
0,978378
0,553514
0,424864
сердце
5
0,972973
0,553514
0,419459
земли
4
0,954595
0,553514
0,401081
божий
3
0,900541
0,553514
0,347027
видит
3
0,900541
0,553514
0,347027
время
3
0,900541
0,553514
0,347027
конец
3
0,900541
0,553514
0,347027
помощь
3
0,900541
0,553514
0,347027
свете
3
0,900541
0,553514
0,347027
славу
3
0,900541
0,553514
0,347027
славы
3
0,900541
0,553514
0,347027
злая
3
0,900541
0,553514
0,347027
гнев
3
0,900541
0,732973
0,167568
дела
3
0,900541
0,732973
0,167568
злых
3
0,900541
0,732973
0,167568
чада
3
0,900541
0,732973
0,167568
век
3
0,900541
0,875676
0,024865
день
3
0,900541
0,875676
0,024865
час
3
0,900541
0,875676
0,024865
Рассмотрим сначала словоформы с точки зрения их абсолютной и относительной частоты. Можно отметить значительное количество прилагательных – всего 8 словоформ. Также заметно обилие словоформ, связанных с религиозной тематикой: божий, грешный, и т. д., что объясняется церковной деятельностью Прокоповича, который был епископом. Кроме того, многие словоформы описывают характер и чувства человека: гнев, злых, сердце, счастливый и т. д. Многочисленны и словоформы со значением времени: век, час, день, время. Рассмотрим теперь 10 словоформ с максимальным авторским весом. Это праведных, счастливый, болезни, грешный, вышняго, старость, страшен, печали, жизни, сердце. Можно отметить, что в этом списке преобладают словоформы с длиной 7 звуков и более. Количество прилагательных значительно – 4 словоформы. Словоформы с максимальным авторским весом связаны с религиозной тематикой (вышняго, грешный, праведных), с человеческими чувствами (счастливый, страшен, печали, сердце) и с жизненными реалиями (болезни, старость, жизни). В целом поэзия Прокоповича отражает главным образом духовную сферу жизни человека и его внутренний мир. Итоги исследования Возьмём по 10 словоформ с максимальным авторским весом у каждого из исследуемых авторов и вычислим их суммарный авторский вес по всем рассмотренным поэтам первой половины XVIII века.
Таблица 7. Словоформы с максимальным авторским весом