Главная Язык, коммуникация и социальная среда Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 17.11.2017, 20:10
Menu

Links / Ссылки
  • Воронежский государственный университет
  • Сайт профессора Кашкина
  • Сборники под редакцией проф.В.Б.Кашкина
  • Теоретическая и прикладная лингвистика
  • Аспекты языка и коммуникации
  • Коммуникативное поведение
  • Введение в теорию коммуникации
  • Кафедра теории перевода и межкультурной коммуникации ВГУ

  • Б.В.Пеньков. Анализ лексико-семантических маркеров педагогического дискурса

    Б.В.Пеньков

    Анализ лексико-семантических маркеров педагогического дискурса (на материале субъязыка американской средней школы)

    В статье приводится обширный лексический материал субъязыка американской средней школы.

    The article presents extensive vocabulary related to American high school.

    Характерной лексико-семантической особенностью педагогического дискурса американской средней школы, прежде всего школьно-административного речевого жанра, является наличие специфических лексико-семантических признаков или маркеров педагогического дискурса, описывающих различные аспекты деятельности американской средней школы. Комплексный характер предмета исследования педагогического дискурса определяет различные подходы к отбору материала. Проведен анализ наших наблюдений во время исследований субъязыка американской средней школы в средних школах США в 2006 и 2007 годах благодаря участию в программе Фулбрайта. Материал собран во время посещения американских средних школ и общения с учениками, учителями и школьными администраторами, а также другими представителями системы среднего образования в штатах Алабама, Индиана, Калифорния, Нью-Джерси, Теннесси и Флорида. Материалом также служат записи звучащей речи носителей американского варианта английского языка: посещены уроки и проведены беседы с администрацией, учителями и учениками школ. Кроме анализа цифровых аудиозаписей, для исследования субъязыка средней школы нами были изучены тексты со школьной тематикой (6990 страниц текстов, посвящённых школьной тематике; из них – 3500 страниц из интернета, представленных на образовательных порталах и сайтах американских средних школ в интернете, и более 3400 страниц из художественной литературы о школе). Исследование цифровых аудио- и видеозаписей участников педагогического дискурса американской средней школы, речи персонажей художественных произведений, рассмотрение электронных сообщений, информации, представленной в интернете, даёт возможность составить представление о лингвостилистических параметрах языка ряда поколений школьников, учителей и школьной администрации США в рассмотренном периоде. Исследование построено на материале современного английского языка (американского варианта).

    Анализ субъязыка американской средней школы базируется на жанрово-стилистической методологии и современных подходах к анализу дискурса (Бардина 2004; Карасик 2002; Крюкова 2003; Сидоров 2005; Швейцер 2003). Система образования в США включает подразделения, которые представляют интерес для жанрово-стилистической дифференциации субъязыка американской средней школы. Субъязык школы имеет как универсальные характеристики, общие для представителей разных уровней американской системы среднего образования, так и специфические, характеризующие особенности использования языка на отдельном уровне системы школы.

    В субъязыке школы наблюдается функционирование разнородных стилистических элементов: сильно различаются речевой жанр администрации школы, публичная и неофициальная речь учителей и, особенно, непринуждённая речь школьников. Последние два речевых жанра следует считать разновидностями разговорной речи. Язык публичного общения учителей и устная форма речевого жанра школьной администрации, в основном, представляют литературно-разговорный стиль (хотя в них иногда встречаются вкрапления и других функциональных стилей). Если под жанром школьной администрации иметь в виду официальную, канцелярско-бюрократическую речь руководства школы, отражённую в директивах и распоряжениях, то разговорная речь школьников, живая, эмоциональная, стилистически сниженная, часто вульгарная, переливается различными экспрессивными красками. Речь администрации школы, даже в своих умеренных вариантах, резко отличается по своей литературности, книжности, официальности от живой, эмоционально окрашенной, стилистически сниженной речи учащихся.

    В нашем исследовании мы, прежде всего, выделяем следующих участников педагогического дискурса американской средней школы как три основных источника текстов на школьную тематику: администрация, учителя и учащиеся. Классификация участников педагогическиого дискурса американской средней школы также может базироваться и на других принципах. Участников педагогического дискурса американской средней школы (особенно его формального, официального варианта), например, подразделяют на две крупные группы – имеющих право преподавать в школе и не обладающих таким правом. Соответствующие лексико-семантические группы собирают близкие по функционально-семантическим характеристикам лексико-семанические единицы – маркеры педагогического дискурса американской средней школы.

    Первая группа называется certificated или credentialed employees (дипломированные специалисты; сотрудники школы, которые согласно закону штата должны иметь диплом учителя, разрешение на преподавание: hold teaching credentials). К этой категории сотрудников школы относятся учителя с полной занятостью (full-time), почасовики (part-time), заменяющие или замещающие учителя (substitute) или временные учителя (temporary teachers), а также большинство администраторов школы (administrators). В эту группу сотрудников также входят учителя, которые ещё не получили диплом или разрешение (a credential), но имеют особое разрешение (an emergency permit, a waiver) преподавать в школе. Для получения статуса дипломированного учителя (a fully credentialed teacher) необходимо иметь степень бакалавра (a bachelor’s degree), завершить курсовую работу (additional required coursework) и сдать тест, например, CBEST.

    Вторая группа – classified employees (сотрудники школы, которые не обязаны иметь диплом учителя, teaching credentials), например, водители школьных автобусов (bus drivers), секретари (secretaries), охранники (custodians), помощники учителя (instructional aides) и некоторые администраторы школы (management personnel). Лексико-семантические характеристики участников педагогического дискурса американской средней школы, входящих в эти две подгруппы участников, вкючают как общие признаки построения педагогического дискурса, так и частные особенности использования языковых средств, маркеров педагогического дискурса.

    Как любой дискурс, педагогический дискурс американской средней школы имеет систему ценностей, которая характеризуется набором специфических лексико-семантических единиц с положительными коннотациями, например, концепт accountability, является одним из ключевых в педагогическом дискурсе американской средней школы: участники педагогического дискурса школы (например, учащиеся, учителя, администраторы) или организация в целом как участник рассматриваемого дискурса (например, школа, школьный округ в США, school district, управление образования штата state department of education) работают на улучшение успеваемости и должны поощряться за достижение успеха или наказываться за отсутствие успеха во время выполнения этой миссии. Система ценностей американской средней школы отражается в специфическом словаре школы, например, используются слова широкой семантики: alignment – степень того как соответствуют задачам и стандартам программы образования следующие компоненты процесса образования: система оценивания assessments, учебный план curriculum, методика преподавания instruction, учебники textbooks и другие материалы, используемые в преподавании – instructional materials; подготовка учителей teacher preparation и повышение квалификации учителей (обучение и практическая деятельность учителя с целью повышения профессионального уровня в сфере преподавания) professional development и системы подотчётности systems of accountability.

    В педагогическом дискурсе американской средней школы особое место занимает концепт «безопасность», так в языке американской средней школы есть термин closed campus («закрытый кампус», что обычно означает, у школы один вход (one point of entry) с обязательной процедурой регистрации (a sign-in procedure) в качестве меры безопасности. Также этот термин применяется для обозначения средней школы, в которой учащимся запрещено покидать территорию школы (кампус – the campus) во время обеденного перерыва (lunch) или для обозначения школы, в которой учащимся запрещено приходить или уходить без разрешения во время школьного дня (the school day).

    В педагогическом дискурсе существуют термины, которые ранжируют американские школы по разным параметрам, например, в штате Калифорния используется показатель, коэффициент академической успеваемости Academic Performance Index (аббревиатура API). Этот показатель позволяет ранжировать все школы штата на основе результатов тестирования учащихся (student test scores), учитываются следующие тесты: CAT/6, CST и результаты выпускного экзамена в средней школе (high school exit exam). Шкала включает тысячебалльную систему – от 200 баллов до 1000.

    Отдельную группу составляют charter schools, финансируемые государством, но независимые от многих законов штата и постановлений школьных округов (school districts). Эти школы управляются учителями, родителями и/или фондами. Другой термин в субъязыке средней школы, характеризующий разновидность школ – magnet school (специальная школа, например, математическая или театральная), школа, которая специализируется на определённой дисциплине, например, естественнонаучном направлении, математике, искусстве, компьютерных науках. Специальные школы создаются для привлечения студентов из разных районов школьного округа.

    Концепт community-based learning (обучение, онованное на интересах общественности) встречается в субъязыке американской средней школы и охватывает учащихся, преподавателей (faculty), администраторов и представителей сообщества (community members), работающих вместе над созданием новых возможностей для получения образования в местных сообществах (within local communities), специфика данного обучения заключается в том, что обычно оно проходит вне традиционных образовательных институтов.

    Наряду с термином «школьный округ», есть термин joint school districts (объединённый школьный округ, который выходит за границы округа).

    С системой ценностей в педагогическом дискурсе американской средней школы связан концепт «время», манифестация данного концепта имеет свою специфику в рассматриваемой разновидности институционального дискурса. Традиционно в американской средней школе уроки длятся 40 или 50 минут (40- to 50-minute periods). Однако, если необходимо, продолжительность урока изменяется с помощью, например, block scheduling (блочное планирование занятий). Блочное планирование занятий позволяет проводить уроки продолжительностью в час или дольше, в рамках такого урока учитель охватывает больше материала, чем за обычный урок. В некоторых школах блочное планирование используется для командной работы (teamwork) по нескольким предметам, например, учитель математики и естественных наук может вести урок физики, который охватывает материал как урока математики, так и физики.

    Лексико-семантическими маркерами педагогического дискурса американской средней школы также являются и другие номинации временных рамок:

    • instructional minutes (время, которое в отдельном штате управление образования требует, чтобы учителя проводили, преподавая предмет);

    • minimum day (сокращённый рабочий день в школе, который позволяет учителям собраться и работать вместе с коллегами над проектом);

    • traditional calendar (традиционный календарь школы начинается в сентябре и заканчивается в июне; общее количество дней, в которые ведётся преподавание, равняется 180);

    • year-round education (круглогодичное образование) – изменённый календарь школы, который предлагает учащимся короткие каникулы на протяжении всего года, вместо традиционных летних каникул (summer break), продолжительностью в три месяца. Круглогодичные календари могут быть разными в школьных округах. Некоторые школы следуют ступенчатому расписанию (staggered schedule), чтобы избежать слишком большого количества учащихся в школе, в то время как другие школы выбирают круглогодичное образование, так как считают, что из-за трёхмесячных каникул учащиеся могут забыть большую часть материала, пройденного в предыдущий год.

    В отдельную лексико-семаническую группу входят названия федеральных программ и соответствующие аббревиатуры, названия законов и инициатив, которые характеризуют систему ценностей педагогического дискурса американской средней школы, например, закон No Child Left Behind («никто из детей не забыт» сокращённо NCLB) подписан президентом Бушем в 2002 году, этот закон описывает практические рекомендации для всех школ, а также указывает на то, что необходимо включить в отчет, который предоставляется школой родителям. Закон определяет, как должно проводиться ежегодное тестирование учащихся, включает рекомендации для школ, имеющих проблемы с выполнением своих обязанностей (underperforming schools) и требует, чтобы штаты готовили только высококвалифицированных учителей и помощников (ассистентов) преподавателей (assistants).

    Для школ, которые на протяжении двух лет подряд не смогли показать адекватный ежегодный прогресс согласно закону No Child Left Behind существует Program Improvement (программа улучшения, сокращённо PI). Это многошаговый план, позволяющий улучшить успеваемость в проблемных школах. Участником программы улучшения может стать только школа, которая получает федеральное финансирование категории Title I. Шаги включают, например, пересмотренный и исправленный план школы (school plan), повышение квалификации – обучение и практическая деятельность специалиста с целью повышения своего профессионального уровня в сфере образования (professional development), дополнительные занятия для учащихся (tutoring), перевод в другую школу с обеспечением расходов на проезд до новой школы (transfer to another school with free transportation), а по истечении пяти лет значительная перестройка структуры школы (significant restructuring).

    Другим примером федеральной программы служит программа Free/reduced-price meals (бесплатное питание или питание по сниженным ценам). Она предоставляет питание учащимся из малообеспеченных семей.

    Программа High Priority Schools Grant Program (HPSGP, использование аббревиатур характерно для официальной разновидности педагогического дискурса американской средней школы) предоставляет финансирование для школ, относящихся к нижней половине в списке калифорнийского рейтинга (Deciles 1-5), основанном на индексе Academic Performance Index (API), системе измерения академической успеваемости отдельных школ в штате Калифорния, эта система измерения является одним из основным компонентов акта в поддержку подотчётности государственных школ Public Schools Accountability Act, который был принят в штате Калифорния в 1999 году. Программа HPSGP особое внимание уделяет школам с показателями API ниже десяти процентов по сравнению с другими школами. Участие в этой программе необязательно для школ в этой категории, школы сами принимают решение участвовать в программе или нет. В текстах на школьную тематику можно встретить устаревшее название программы HPSGP, до 2002 года она называлась Immediate Intervention или Underperforming Schools Program (скорая помощь или программа для несправляющихся школ), сокращённо II/USP и была изначально разработана, чтобы стимулировать улучшение работы школ с очень низкими показателями результатов тестирования и обеспечить эти школы необходимой помощью.

    В текстах на школьную тематику и в речи представителей американкой средней школы часто встречается название национальной награды – National Blue Ribbon Award, которая отмечает академическое превосходство или исключительные достижения учащихся в государственных и частных школах, предоставляющих полное среднее образование (K–12 schools).

    Приведём ещё несколько примеров номинаций программ, выступающих в роли лексико-семанических маркеров педагогического дискурса американской средней школы. Regional Occupational Programs (региональные профессиональные программы), сокращённо ROP; штат Калифорния финансирует программы профессионального обучения (job training), в рамках таких программ проводится консультирование, связанное с приобретением профессии, а также совершенствование профессиональных навыков для учащихся 16 – 18 лет. Учащиеся часто проходят уроки ROP в средней школе, чтобы начать изучение профессии.

    Title 1федеральная программа, предоставляющая финансирование для улучшения академической успеваемости учащихся, имеющих проблемы в обучении (educationally disadvantaged students), которые показывают низкие результаты при сдаче стандартизованных тестов. Сюда также относятся дети мигрантов (migrant workers). School Improvement Program (программа улучшения школы), сокращённо SIPэто финансируемая государством программа для начальных (elementary), промежуточных (intermediate) и средних школ (secondary schools), которая создана для улучшения преподавания, а также других услуг, предоставляемых школой, и организации школы.

    Законы в отдельных штатах могут значительно отличаться, например, California Education Code (сокращённо Ed Code) – это свод законов, которые напрямую связаны с калифорнийскими государственными школами (California K-12 public schools). Губернатор и законодательный орган штата создают и вносят поправки в статьи закона об образовании (Ed Code sections).

    В американском обществе есть традиция отстаивания гражданами своих прав в суде, и соответсвующая лексика юридического характера входит в педагогический дискурс американской средней школы. Иски, получившие огласку, надолго входят в педагогический дискурс, например, иск Williams v. California (Уильямс против штата Калифорния). В 2000 году был начат судебный процесс, на котором утверждалось, что штат Калифорния имеет конституционные обязательства предоставлять равные возможности получения основного образования (basic educational equality). Иск был удовлетворён, последовало заключение, что штат Калифорния не выполнил конституционное обязательство, то есть не обеспечил тысячи учащихся в государственных школах предметами первой необходимости (‘bare minimum necessities’), а именно учебниками (textbooks), квалифицированными учителями (trained teachers) и безопасными, чистыми, непереполненными удобствами (safe, clean, uncrowded facilities). В иске утверждалось также, что именно малообеспеченные учащиеся (low-income students) и учащиеся другого цвета кожи (students of color) прежде всего страдают от нехватки ресурсов.

    Привлекают внимание также следующие программы и инициативы в американской средней школе:

    • job shadowing – программа, которая позволяет учащимся узнать о разных профессиях, благодаря однодневному визиту или более продолжительной практике. Программа даёт возможность увидеть, как навыки, которым обучают в школе применяются в реальной жизни, на рабочем месте;

    • professional development – программы, направленные на развитие профессиональных навыков, позволяют учителям и администраторам школы приобретать знания и навыки, которые необходимы для успешного выполнения своей работы;

    • modernization (модернизация) – инсталляция на территории школы новой водопроводно-канализационной сети, системы кондиционирования воздуха, коврового настила пола, шкафов и так далее;

    • Peer Assistance and Review Program (PAR) – программа, которая позволяет приглашать учителей-консультантов в помощь учителям, нуждающимся в улучшении владения предметом и совершенствовании методик преподавания. Учителя-наставники в рамках этой программы также помогают другим учителям соответствовать существующим стандартам преподавания в школах;

    • peer resource program – программа, которая предусматривает тренинги для учащихся, чтобы они могли сами предоставлять своим сверстникам советы, обучение и поддержку по вопросам, связанным с существующими в обществе предубеждениями, употреблением наркотиков, насилием, плохим обращением с детьми, пропуском занятий в школе, профилактикой СПИДа и давлением со стороны членов своего круга (в особенности, давлением со стороны своих сверстников и одноклассников). Для учащихся также проводят тренинги в проведении дополнительных занятий tutoring или обучении других и тренинги по посредничеству в конфликтных ситуациях;

    • staff development days – дни, которые специально выделяют в школьном календаре для проведения тренингов для учителей. В это время в школе обычно занятия не проводятся.

    Отдельную группу номинаций и соответствующих им аббревиатур, используемых в педагогическом дискурсе американской средней школы, составляют названия школьных комитетов, групп и организаций, например:

    • Parent Teacher Association (ассоциация родителей и учителей, сокращённо PTA) – национальная организация родителей, учителей и других заинтересованных лиц, которая имеет свои представительства в школах. Участие в работе ассоциации добровольное, школам через эту организацию предлагается помощь по многим вопросам;

    • English Language Advisory Committee – совещательный комитет по английскому языку, сокращённо ELAC. В педагогическом дискурсе школы существуют синонимические варианты этой номинации, а именно: English Language Advisory Council, English Language Learner Advisory Committee и English Language Learner Advisory Council. Рабочая группа состоит из родителей и коллектива школы, которые вместе занимаются разрешением академических проблем учащихся, продолжающих изучение английского языка;

    • School Site Council (SSC) – это группа, в которую входят учителя, родители, администрация школы и заинтересованные представители местного сообщества, работающие над планом по улучшению школы и контролирующие его реализацию. Орган имеет полномочия принимать решения и согласно законодательству обязательно должен быть организован в любой школе, которая получает федеральное финансирование.

    В субъязыке американской средней школы используется терминология, обозначающая различные подходы и методики преподавания, например, термин cluster (концентрирование, объединение) означает объединение небольших групп учащихся для проведения занятия. Кроме того, учащихся разделяют по разных параметрам. Образовательный термин mainstreaming (поточная организация) описывает практику в американской средней школе, когда учащихся с физической или с ментально-психической нетрудоспособностью помещают в обычные классы. В качестве синонима этого термина выступает популярная в американском педагогическом дискурсе лексическая единица inclusion.

    В американской средней школе особое внимание уделяется ученикам, требующим индивидуального подхода в связи с состоянием здоровья. Ряд лексических единиц включает компонент special (специальный):

    • special education (специальное образование) – специальные методы преподавания, предоставляемые учащимся с физическими проблемами и проблемами в обучении, методы преподавания подгоняются под отдельные нужды ученика и стиль обучения конкретного ученика;

    • special day classes – обучение, серия уроков в течение дня для учащихся с проблемами в обучении, ухудшением речи, серьёзными проблемами с психикой, задержкой в развитии. Такие уроки проводятся учителями, имеющими соответствующую квалификацию (certified special education teachers).

    Отдельно в американской средней школе выделяют методы преподавания. Единица обучения thematic units включает уроки, объединённые одной темой, что противопоставляется другой методике, которая заключается в преподавании истории или общественных наук в хронологическом порядке.

    Метод cooperative learning является таким методом преподавания, при котором учащиеся с различными способностями работают вместе над одним заданием (assignment). Каждый ученик в команде имеет отдельную область ответственности. Учащиеся выполняют задание и получают общую оценку. Ряд синонимов используется для обозначения метода, когда используются различные подходы в рамках одного урока, чтобы удовлетворить разные потребности студентов или которые отвечают индивидуальным стилям обучения (например, использование разных методов в работе с учениками, имеющими проблемы в обучении): differentiated instruction, individualized или customized instruction.

    Отдельно выделим группу лексических единиц, описывающих методику работы с учениками, имеющими проблемы в обучении. Individual Education Program (аббревиатура IEP) – письменный план, подготовленный для ученика, испытывающего трудности в обучении (a student with learning disabilities). Этот план готовится учителями, родителями или попечителем, администратором школы и другими заинтересованными лицами. План отвечает специальным требованиям ученика, его способностям и ставит цели, которые учащийся должен достичь. План IEP пересматривается не реже одного раза в год.

    Одна из специфических черт американской средней школы – это большое количество учеников, для которых английский язык не является родным, поэтому в педагогическом дискурсе присутствуют разные номинации, обозначающие программы и подразделения классов. Термин English as a Second Language (а… Продолжение »

    Календарь
    «  Ноябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930

    Current Statistics / Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Search

    Counters
    Page Ranking Tool

    Visitors / Посетители


    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz