| …span> актов? Кто выиграл и кто проиграл от такой дистрибуции? Что достигнуто в результате? Как созданные в коммуникации эпизоды соотносятся с интенциями коммуникантов? Чем вызваны нежелательные ситуации, возникшие вопреки первоначальному намерению? Какие формы коммуникации использовались? Какое развитие коммуникации вероятно/менее вероятно в рамках этих форм? Шаг 5. Исследование напряжённости, возникшей в результате расхождения между переживаемыми и рассказываемыми «историями» Этот шаг предполагает переход от терминологии рассказчика к терминологии учёного, а также объяснение хода коммуникации с исследовательских позиций (например, как результат межрасовых, межгендерных и иных противоречий). Шаг 6. Анализ «нерассказанных историй», то есть того, что коммуникант оставляет за кадром; этот анализ сопровождается оценочными суждениями и комментариями со стороны исследователя. Шаг 7. Изучение «точек бифуркации», то есть тех моментов коммуникации, когда возникают возможности разных действий со стороны участников, выбирающих определённую линию поведения. Учёный ставит перед собой ряд вопросов: что было бы, если бы коммуниканты выбрали другую линию поведения? Могли ли более умелые коммуникативные действия привести к иным (более успешным) результатам? Были ли упущены какие-либо возможности? Как это связано с уровнем коммуникативной компетенции участников? Функция 4. Практическая Шаг 8. Подведение итогов и практическое применение результатов исследования Этот этап предусматривает выдвижение конкретных рекомендаций по изменению коммуникативного поведения участников исследуемой ситуации, что должно привести к более успешному исходу общения. В отличие от многих других направлений коммуникации, теория координированного управления смыслами предполагает активное вмешательство учёного в социальную практику с целью её улучшения. Области применения Методы СММ используются при исследовании внутриличностной, межличностной, межкультурной, организационной, деловой, семейной, религиозной коммуникации. Они применяются в психотерапии, педагогике, менеджменте, семейном, организационном, правительственном, педагогическом консалтинге, при урегулировании конфликтов, обсуждении проблем этики. Темы, которыми занимаются приверженцы СММ, включают способы понимания конкретной беседы; повторяющиеся коммуникативные паттерны; средства изменения непродуктивно протекающего общения; особенности церемониального дискурса; коммуникативные проявления агрессии, насилия против детей и женщин, чувства вины; способы саморазоблачения; пути урегулирования сложных ситуаций на рабочем месте; проблемы взаимоотношения правительства и населения; коммуникативную компетенцию иммигрантов; межгрупповые, иерархические сексуальные, расовые и пр. отношения. Авторы позиционируют СММ как «практическую теорию» (Cronen 1995: 233), цель которой – изменить социальные практики. Предполагается, что учёный выступает в качестве консультанта и применение вышеописанной методики должно не только дать исследовательские результаты (идентифицировать проблемы в общении клиентов), но и стать инструментом для принятия решений и оптимизации общения. Литература Coordinated Management of Meaning: Extensions and Applications / Eds. B. W. Pearce, J. Kearney // Human Systems: The Journal of Systemic Consultation and Management, 2004, 15, numbers 1 – 3. – Pp. 1-207. Cronen, V. E. Practical Theory and the Tasks Ahead for Social Approaches to Communication // Social Approaches to Communication / Ed. W. Leeds-Hurwitz. – New York: Guilford Press, 1995. – Pp. 217-242. Pearce, B. W. A Brief Introduction to “The Coordinated Management of Meaning” (“CMM”) // “Introducción a la teoría del Manejo Coordinado del Significado”, Sistemas Familiares, 2001. – 17: 5 – 16. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russcomm.ru/eng/ rca_biblio/p/pearce.shtml (дата обращения: 18.11.2009). Pearce, B. W. Communication and the Human Condition. Southern Illinois University, 1989. Pearce, B. W. Doing Research from the Perspective of the Coordinated Management of Meaning (CMM), 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pearceassociates.com/essays/research_ menu.htm (дата обращения: 20.04.2010).
Язык, ко… Продолжение »
| |